Новость из категории: Главная / Занимательное инфо

Ученые в Протвине пытаются заткнуть черную дыру (андронный коллайдер по нашему)

Физики из подмосковного Протвина готовят свой ответ большому адронному коллайдеру (ФОТО). И хотя по размерам наш ускоритель намного меньше швейцарского аналога, зато уже работает.

Извилистые коридоры и тоннели, набитые научным оборудованием. Институт физики высоких энергий в подмосковном Протвине наполовину под землей. Вход в протонный ускоритель запирается надежнее, чем бункер Сталина.

Бетонные блоки чуть было не стали подобно египетским пирамидам гигантским посмертным памятником отечественной науки. Но кризис 90-х миновал, и сейчас ученые института пытаются догнать упущенное время. Тем более, что догонять есть на чем.

Протяженность кольцевого тоннеля с синхрофазотроном полтора километра. Это самый мощный ускоритель протонов в России. Его энергия соизмерима с сотней тысяч грозовых молний.

Сплошные электронные магниты, подогнанные друг к другу с точностью до микрона, удерживают в своем поле исследуемые частицы.

В тоннеле протоны разгоняют до невероятной скорости. После этого они попадают в мишень, и это порождает совершенно новые частицы, позволяющие глубже проникнуть в строение микромира. Чем больше скорость в установке, тем больше эффект от бомбардировки ядер. Этого можно добиться только в мощных ускорителях длиной до 30 километров. А если два ускорителя соединить вместе, а потоки протонов направить навстречу друг другу, получится коллайдер, тот самый, который международное сообщество строит в ЦЕРНе. Он должен обнаружить бозон Хиггса, который называют "частицей Бога".

"Сейчас это острие всей нашей физики, все ищут этот бозон, и естественно, нужно с разных сторон рассматривать эту проблему. Кому повезет", - говорит Владимир Образцов, руководитель эксперимента, член-корреспондент Академии наук РФ.

В Протвине пытаются поймать бозон на установке ОКА. Но если церновский коллайдер можно сравнить с огромным научным молотом для выковки нобелевских премий, то ОКА - это тонкий хирургический инструмент, размером всего лишь… с футбольное поле. Работы здесь из-за коллайдера не прекращали. Тем более, что его мощности может и не хватить для получения пресловутого бозона. "Что делать тогда? Строить новый коллайдер? Это, извините, миллиарды. У нас же точность повышать можно бесконечно", - пояснил Владимир Образцов.

Этот бозон российские ученые ищут много лет, но вопрос про черную дыру, которая может образоваться в момент открытия "частицы Бога" и поглотить Землю, задают только европейским исследователям. Наши даже обижаются. Правда, отвечают примерно так же: это всего лишь эксперименты, повторяющие то, что регулярно происходит в природе. "Космические лучи летят даже с большей энергией, чем будет достигнуты в ЦЕРНе. Так что бояться нечего", - успокоил Василий Мочалов, старший научный сотрудник ГНЦ Институт физики высоких энергий.

Ученые в Протвине сейчас пытаются заткнуть другую черную дыру - в отечественной медицине. И создать на базе института центр углеродной терапии для лечения рака. Такого центра пока нет в России.

Современная наука давно перешагнула государственные границы. Глобальные проблемы можно решить, только объединив усилия мирового сообщества. Однако вопросы, как быстрее получить результат, и, главное, кому достанутся эти открытия, по-прежнему остаются. Поэтому многие страны - Китай, Япония и Германия - продолжают строить свои собственные ускорители, точно такие же, как уже существующие в России.